0
КАТЕГОРИИ ПРОДУКЦИИ
Сварка Подшипники
Информация
Производители
Новинки
UCPX14 опорный подшипниковый узел Nachi
Артикул: 41004114
7,304.50 руб.
Статьи
подшипники NachiПодшипники NSKПодшипники NTN
Каталог » Интересные статьи о разном » Особенности перевозки грузов

Особенности перевозки грузов

Перевозка грузов

Из карьеров вывозится промышленное сырье минерального (органического и неорганического) происхождения. Такое сырье называется природными ископаемыми. Сегодня добывается порядка 200 видов минерального сырья: уголь, торф, горючие сланцы (твердое топливно-энергетическое сырье), руды черных, легирующих, благородных, радиоактивных и цветных металлов (марганец, железо, титан, хром, ванадий, вольфрам, никель, ниобий, молибден, медь, алюминий, олово, никель, висмут, свинец, ртуть, литий, сурьма, берклий, золото, платина, серебро, кобальт, стронций, уран).

А также нерудное минеральное сырье: фосфориты, калийные соли, бор, сера, бром, апатиты, плавиковый шпат, пириты, йод, мел, глина, известняк, гравий, асбест, строительные камни, песок (минеральное сырье для строительства), хромит, корунд, пьезокварц, фенолит, кварц, доломит, графит, магнезит (техническое минеральное нерудное сырье), аметист, изумруд, топаз, алмаз, сапфир, малахит, яшма, родонит, мрамор, гранит (полудрагоценные, драгоценные и поделочные камни).

Перевозка грузов из открытых карьеров (грузов горнодобывающей промышленности) выполняется автомобилями или автопоездами – самосвалами. Выбирается подвижной состав как можно большей грузоподъемности. Если перевозка осуществляется без выхода автомобилей на автомобильные дороги общего пользования, используются карьерные самосвалы особо большой грузоподъемности (25—300 тонн), например, БелАЗ-752, М-200 с грузоподъемностью в 180 тонн.

Технологический процесс карьерной перевозки из открытых карьеров состоит из нескольких этапов: разработки горного массива; погрузки на автомобиль (автопоезд) экскаваторами (например, отечественными ЭКГ-20 с емкостью ковша 20 куб. м или аналогичными по грузоподъёмности и вместимости ковша американскими «Дарт Д-600»); перевозки к перерабатывающему предприятию; возврата автомобиля в карьер к месту погрузки. В процессе доставки предусматривается несколько технологических перерывов в течение смены для очистки и планировки забоя.

Характерными особенностями карьерных перевозок является значительный объем грузопотока (например, Нерюнгринский угольный карьер имеет мощность более 13 млн. тонн угля в год), повышенные требования к прочности и надежности подвижного состава, сложные климатические условия (в нашем примере – вечная мерзлота). Автомобили сталкиваются со сложными условиями движения (крутые повороты с радиусами 20—25 м, участки дороги с уклонами до 8—10 градусов). Карьерные самосвалы нуждаются в частом ремонте и тщательном техническом обслуживании.

Особенности организации работы транспорта на открытых разработках:

  • ограниченные размеры площади карьеров при их значительной глубине (оборудуются транспортные пути с крутыми уклонами и малыми радиусами закругления)
  • непрерывное перемещение фронта добычных и вскрышных работ (прокладываются новые дорожные трассы).
  • В карьере схема движения автотранспортных средств может быть встречной (одно- или двухполосной), кольцевой и тупиковой. Выбор схемы перевозок зависит от их дальности, размеров (в первую очередь, ширины) рабочих площадок, схемы установки экскаваторов, интенсивности движения, применяемых мер для обеспечения его безопасности, степени обустройства дорог. На карьерных дорогах обгон запрещается.

Преимущества автотранспорта при перевозках грузов из карьеров:

  • большая гибкость, маневренность, подвижность (возможность разработку залежей неправильного контура, селективной выемки полезных ископаемых, полное их извлечение, доработки экскаваторной заходки)
  • допустимость уклонов дорог при выездах из карьеров в 2,5—3 раза больше, чем в случае железнодорожного транспорта (7—10% при движении груженым и до 12—15% порожним) – далее также проводится сравнение с ж/д транспортом
  • допустимость радиусов закруглений в 10—12 раз меньших (всего 15—20 м)
  • в случае применения ж/д транспорта протяженность перевозки из-за уклонов и больших радиусов закругления, протяженность маршрута перевозки увеличивается в 2—2,5 раза
  • меньшая трудоемкость сооружения трасс (до 1,5—2 раз)
  • меньший на 20—25% уровень капитальных затрат на сооружение карьеров, чем при строительстве карьеров с железнодорожными подъездными путями (за счет сокращения объемов горнокапитальных затрат)
  • в 4—5 раз сокращается трудоемкость отвалообразования, упрощается их проведение в зимнее время года, появляется возможность отсыпки отвалов любой формы на любой свободной площадке (в том числе в непосредственной близости от проводимых разработок)
  • карьер вводится в эксплуатацию примерно в 2—2,5 раза быстрее (упрощается ведение вскрышных работ за счет проходки временных заездов в самом начале строительства)
  • снижается время ожидания подачи транспортных средств и производственных маневров, благодаря чему на 20—25% возрастает производительность экскаваторов
  • можно легко и быстро менять место погрузки подвижного состава
  • независимость работы всего карьера от аварии на одном из участков, выхода из строя одного транспортного средства
  • простота хранения подвижного состава, особенно на начальных этапах строительства.

Для обеспечения безопасности перевозок грузов из карьеров грузоотправитель обязан:

  • со стороны нижнего откоса внутри карьера ограждать проезжую часть дороги защитной стеной или земляным валом высотой не менее 0,7 м
  • при наличии уклона дороги внутри карьера более 8 градусов оборудовать участки дороги длиной 50—100 м с нулевым уклоном на расстоянии не более 100 м от начала подъема дороги
  • устанавливать упоры под колеса автомобиля на погрузочных площадках, имеющих уклон
  • своевременно очищать поверхность дороги от мешающих движению автомобилей породы и снежных заносов
  • для удаления пыли при необходимости поливать дороги внутри карьера
  • во избежание ослепления водителя освещать места работы внутри карьера
  • не допускать концентрации газов внутри карьера свыше установленного ПДК.

Недостатки автотранспорта:

  • необходимость регулярного технического осмотра и замена подшипников
  • высокий износ авторезины (износ, особенно интенсивный при работе на скальных грунтах)
  • высокая трудоемкость самой транспортировки (рабочих, водителей больше чем на ж/д транспорте в 1,2—3 раза)
  • высокая себестоимость перевозки
  • потребность в хорошо оснащенных гаражах и мастерских, правильное хранение подшипников
  • экономически выгодные расстояния транспортировки автомобилями всего 3—7 км
  • в зимнее время года осложнена эксплуатация автомобилей с дизельными двигателями
  • зависимость от погодных условий (снегопад, гололед, дожди)
  • меньшая (по сравнению с ж/д транспортом) грузоподъемность и провозная способность.

При использовании большого числа экскаваторов эффективность использования автотранспорта можно направляя вновь прибывший самосвал к свободному экскаватору, а не закрепляя отдельные автомобили за отдельными экскаваторами. Такая схема существенно снижает время простоя самосвалов, но требует обустройства диспетчерского поста на въезде в зону погрузки.

Эта статья была опубликована 11 Октябрь 2015 г..